ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы:
    Муниципальная целевая программа "Развитие туризма в Щелковском районе"
Дата принятия решения о разработке программы:
    Поручение Заместителя Главы района А.Г. Звягина по итогам совещания 14 сентября 2000 г и решение Районной конференции "Развитие туризма в Щелковском районе" от 2 ноября 2000 г.
Заказчик:
    Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации Щелковского района
Разработчики:
Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации Щелковского района
Комитет по образованию Администрации Щелковского района
Комитет по культуре и искусствам Администрации Щелковского района
Управление по делам молодежи Администрации Щелковского района
Щелковский факультет Российской международной академии туризма
Руководитель программы:
    Заместитель Главы Администрации Щелковского района А.Г.Звягин
Цели и задачи Программы:
Создание благоприятных условий для развития туризма в Щелковском районе, формирование отрасли туризма.
Эффективное использование уникальных возможностей туризма для удовлетворения рекреационных потребностей населения района.
Создание условий для становления экономики туризма в районе, увеличения доходов в бюджет от оказания услуг населению в сфере туризма.
Использование воспитательных, оздоровительных и культурных возможностей туризма в работе с детьми и молодежью.
Источники финансирования Программы:

Источники 2001г.
(тыс.руб)
2002г.
(тыс.руб)
2003г.
(тыс.руб)
Итого
Местный бюджет 1249 1794 1864 4907
Областной бюджет 360 587 622 1569
Привлеченные средства 1376 1869 2154 5399

Общий объем финансирования: 11875 тыс. руб.

Исполнители основных мероприятий:
    Исполнение основных мероприятий программы возлагается на создаваемое Муниципальное унитарное предприятие - "Щелковский районный туристский центр".
    По отдельным программным мероприятиям:
Детский туризм и краеведение - Комитет по образованию
Спортивный туризм - Комитет по физической культуре, спорту и туризму
Музейная деятельность - Комитет по культуре и искусству

Молодежный туризм - Управление по делам молодежи
Проектирование объектов туризма - Управление по архитектуре и градостроительству Администрации Щелковского района
Развитие туризма в Муниципальном образовании второго уровня поселок Фряново - Администрация пос.Фряново

Сроки реализации программы:
     Срок реализации программы 2001-2003 г.г.
Ожидаемые результаты:
Формирование отрасли туризма в районе.
Стимулирование развития таких секторов экономики, как строительство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления и др., образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях, привлечение инвестиций в экономику района.
Рост доходов бюджета района от оказания услуг населению и создания рабочих мест в сфере туризма ежегодно в объеме не менее 640 тыс. руб. с последующим нарастанием доходов (не менее 10% годового роста).
Удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям.
Увеличение количества детей и молодежи, занимающихся оздоровительным, спортивным туризмом и краеведением.

Орган Администрации Щелковского района, осуществляющий контроль:
Комитет по физической культуре спорту и туризму Администрации Щелковского района
Управление по экономике Администрации Щелковского района


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами.

3. Оценка потенциальных возможностей туризма в районе
4. Направления развития туризма
4.1. Туристская индустрия

4.2. Рекреационные территории (зоны отдыха)
4.3. Санаторно-курортное лечение и отдых населения
4.4. Культурные возможности туризма. Экскурсионная деятельность
4.5. Туризм и краеведение в образовательных учреждениях
4.6. Спортивный и оздоровительный туризм
4.7. Реализация молодежных программ в сфере туризма
4.8. Информационно-рекламное обеспечение туризма
4.9. Производство сувенирной продукции и товаров для сферы туризма
4.10. Подготовка кадров для сферы туризма
5. Регулирование туристской деятельностью и механизм реализации программы
6. Социально-экономическая эффективность реализации программы
7. Программные мероприятия на 2001-2003 г.г.
Приложения:
1. Туристские объекты, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществить в 2001-2003 г.г.
2. Мероприятия по кадровому обеспечению развития туризма в 2001-2003 г.г.
3. Календарь массовых спортивно-оздоровительных туристских мероприятий.


1. ВВЕДЕНИЕ

    Развитию туризма в России, в Москве и Московской области уделяется всё большее значение государственными и местными органами власти. Свидетельством тому являются принятые законы, планы развития туризма. В том числе:
Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утверждённая постановлением Правительства РФ от 26.02 1996 г.
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" - от 24.11. 1996 г.
Закон Московской области "О туристской деятельности в Московской области" от 11.12. 1997 г.
Постановление Правительства Москвы "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы" от 28.05.1996 г.

    Актуально это направление развития инфраструктуры экономики и для Щёлковского района, богатого рекреационными природными ресурсами, историко-культурным наследием, предприятиями и учреждениями передовой науки, высокотехнологичных производств и современными учебными заведениями.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

    В Щёлковском районе в сфере практического туризма осуществляют свою деятельность 6 турфирм: "Галактика", Щелковский филиал Мособлтура, туристский центр "Эврика", "Тэком", "Горизонт" и "Орхидея". Основная специализация перечисленных фирм - отправка щёлковцев на зарубежный отдых, в детские лагеря, продажа билетов. Предлагаемые экскурсии - в Москву и города золотого кольца. Бюро путешествий "Горизонт" и турагенство "Орхидея" осуществляют свою деятельность вне района.
    При такой специализации турфирм поступления в местный бюджет невелики, нет возможности выделить из них средства на развитие инфраструктуры туризма.
    Из имеющихся мест размещения туристов (Дома отдыха, пансионаты, гостиницы и т.д.) следует выделить Базу отдыха "Союз" активно развивающуюся с учетом современных потребностей (строительство Аквапарка, Спортивного комплекса) и проводящую активную рекламную компанию. Активную позицию по расширению услуг населению в сфере организации отдыха и туризма занимают Пансионат "Юность" и Дом отдыха "Дружба".
     В тоже время, поток туристов, отдыхающих и экскурсантов в Щёлковский район невелик, практически нет современной рекламы щелковских музеев и других достопримечательностей, мест размещения туристов и отдыхающих. А именно приезд москвичей и гостей столицы мог бы позволить значительно пополнить местный бюджет и развивать собственную инфраструктуру туризма.
    В Москву приезжает в год около миллиона туристов, что значительно меньше, чем в Лондон (18 млн.) или в Париж (25 млн.). Правительства Москвы и Московской области, озаботясь таким отставанием, разрабатывают планы развития инфраструктуры туризма на 10 лет, с целью обеспечения вхождения столицы в десятку самых посещаемых городов мира.
     В этих планах пока не просматривается Щёлковский район с его туристскими объектами, природными ресурсами. За последние 100 лет наибольшие достижения России - это покорение воздушного и космического пространства. Только в Щёлковском районе единственные в России и одни из лучших в мире музеи авиации и космонавтики. Строительство гостиниц и других объектов инфраструктуры туризма в районе актуально и в связи с ростом авиаперевозок с аэродрома "Чкаловский", становящегося международным аэропортом. Гостиницы вблизи автострад, соединяющих Москву с Владимиром, Суздалем, Сергиевым Посадом, были бы очень прибыльны. Сейчас ни в городе Щёлково, ни в его окрестностях нет ни одной современной гостиницы.
    Открытый в Щёлково в 1999 году краеведческий музей требует своего дальнейшего развития, расширения экспозиций, а главное проведение рекламной компании своих возможностей в экскурсионном плане.
    Успехи спортивного туризма (Команда мастеров "Геолинк-Щелково" по водному туризму является обладателем Кубка России и занимает ведущие позиции в России и Европе), постройка и дальнейшее расширение стадиона "Спартак", где проходят международные соревнования, реконструкция кинотеатра "Факел" в спортивно-доуговый центр, развитие видов спорта, привлекательных для активного отдыха (лыжные гонки, конный спорт, гребной слалом, дельтапланеризм), делают привлекательным район в плане предоставления спортивных и оздоровительных услуг для населения и пребывающих туристов.
    Наличие на территории Щелковского района привлекательных в туристском плане рекреационных территорий (озера, пойма реки Воря, лесные массивы) и связанный с этим рост садоводческих товариществ и освоение территорий под дачное строительство ставят задачи по созданию дополнительных услуг населению в местах массового отдыха, организация природоохранной деятельности с целью сохранения туристского потенциала рекреационных территорий.
    Развитая структура самодеятельных туристских клубов района (Турклуб "Охта" и турклуб "Вершина" признавались лучшими клубами Московской области соответственно в 1998 и 1999 годах), сохраненная благодаря совместным усилиям Комитета по образованию и Комитета по физической культуре, спорту и туризму, система туристско-краеведческой деятельности с детьми привлекает своими достижениями и опытом работы заинтересованные областные и российские структуры. На территории района регулярно проводятся туристские мероприятия областного и российского уровней.
    Отсутствие профессиональных кадров для отрасли туризма создает проблемы для ее развития. За их подготовку взялся открывшийся в 1999 году Щёлковский факультет менеджмента туризма и путешествий Российской международной академии туризма. В настоящее время на нём обучается 80 студентов и лицеистов, а в перспективе - более 150 человек.
    Таким образом, состояние развития туризма в Щёлковском районе при наличии больших потенциальных возможностей и накопленного опыта работы, еще недостаточно развито, с точки зрения индустрии и нуждается в программном обеспечении.
    Основными, первоочередными проблемами развития туризма в Щёлковском районе являются:
Создание и развитие современной инфраструктуры туризма;
Разработка оригинальных туристских маршрутов, колец по району;
Активизация и расширение деятельности турфирм в районе, организация их взаимодействия с санаториями, домами и базами отдыха, детскими лагерями, музеями и другими объектами инфраструктуры;
Выход со Щёлковским турпродуктом на областной, столичный, межрегиональный Российский и международный туристский рынок;
Создание условий для развития социального туризма;
Подготовка профессиональных специалистов туристского профиля для работы в Щёлковском районе.

    Создание и развитие современной инфраструктуры - наиболее кардинальная, сложная и требующая существенных капитальных вложений проблема. Она не может быть решена в короткие сроки. Необходимо добиться включения строительства гостиниц и других крупных объектов туристской инфраструктуры в долгосрочные региональные программы развития туризма. Для этого потребуется разработка конкретных предложений, проектов с предварительной оценкой стоимости строительства или реконструкции, а также последующей прибыльности.
    Состояние наиболее привлекательных объектов инфраструктуры района - ведомственных музеев авиации и космонавтики, музеев-усадьб не соответствует современным требованиям. Для эффективного использования средств, получаемых от экскурсионной, выставочной деятельности представляется целесообразным поощрять стремление музеев к самостоятельности и поиску средств для расширения, улучшения экспозиций.
    Отсутствие тесных контактов между руководством экскурсионных объектов и турфирмами не позволяет непрерывно расширять ассортимент предлагаемых туристских услуг, в полной мере использовать весь потенциал района. Для активизации такого взаимодействия потребуется создание координирующего органа. Только совместными усилиями всех заинтересованных сторон и непосредственном участии Администрации района возможен прогресс в развитии плодотворного сотрудничества.
    Для выхода со Щёлковским турпродуктом на областной, столичный, межрегиональный Российский и международный туристский рынок потребуется соответствующая сертификация его, стоимость которой зачастую превышает стоимость лицензирования фирмы и под силу достаточно крупным предприятиям. Не дёшево стоит и реклама, продвижение продукта на современном внутреннем, и, тем более, на международном туристском рынке. Требуется консолидированная работа по созданию и продвижению местного туристского продукта.

3. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТУРИЗМА В РАЙОНЕ

    В Щёлковском районе могут успешно развиваться многие виды туризма. Наиболее массовыми и прибыльными могут стать оздоровительный и познавательный с размещением и питанием в районе. Однако это требует значительных капитальных вложений в гостинично-ресторанный сервис, который в районе пока не развит. Небольшая удалённость от столицы позволяет рассчитывать на возможность приезда сотен тысяч москвичей и гостей столицы на короткий отдых с экскурсионным маршрутом. Пропускная способность музеев Щёлковского района вполне позволяет принять в день до 4000 туристов (табл.1).

№п/п Наименование музея Одновременно обслуживаемых групп/человек Дневная пропускная способность
1 ВВС 10/200 1400
2 ЦПК 3/60 420
3 Продовольственной службы 5/100 700
4 Формы одежды 2/40 280
5 Железнодорожных войск 2/40 280
6 "Глинки" 3/60 420
7 "Гребнево", "Алмазово" и др. усадьбы 3/60 420
Итого 560 3920

    Для усиления привлекательности экскурсионных маршрутов в них могли бы включаться:
религиозные храмы;
краеведческие музеи и картинные галереи;
аэродром "Чкаловский" с осмотром современных самолётов, а при желании и наличии средств экскурсионными или ознакомительными полётами;
ВВА им. Ю.А. Гагарина с осмотром собственного музея, тренажных комплексов, где также можно было бы полетать на тренажёрах;
ЦПК с тренировками на центрифуге и других тренажёрах.

    В музее ВВС и на находящейся рядом площадке авиационного университета им. Жуковского можно было бы демонстрировать запуск двигателей и работу пилотов в кабине самолётов и вертолётов на земле с работающим приборным оборудованием, а также работу наземных служб связи, радиолокации, метеорологического обеспечения и др.
    В музее формы одежды Российской и иностранных армий можно предусматривать примерку, фото и видеосъёмки в наиболее понравившейся одежде.
    Настоятелям религиозных храмов можно было бы предложить открыть церкви не только для паломников, но и для интересующихся историей и культурой России с проведением культовых и светских мероприятий по планам экскурсий. Если уж в храме Христа-Спасителя планируются концерты классической музыки, то стоит задуматься о подобном и в нашем районе. К сожалению не редкость, что проучившиеся вблизи религиозного храма школьники за 11 лет ни разу не побывали в нём, не знают историю его создания, особенности архитектуры, характер и содержание иконописной живописи, представленной в нём, никогда не слышал религиозного песнопения, а ведь это достояние нашей древней культуры.
    Внутренний туризм, даже музейная и экскурсионная деятельность в районе, да и в России в целом существенно тормозится отсутствием достаточных для этого денежных средств у 80 - 90% населения и не настроенностью его на культурные развлечения и отдых. Всё меньше внимания у всё более занятых родителей к детям, к их воспитанию. В этих условиях возрастающее значение принимает возрождение социального туризма и отдыха, оплачиваемого частично или полностью за счёт государства или предприятий. Имеется уже немало решений на государственном уровне о выделении средств на детский туризм и экскурсии. В Московских музеях есть дни бесплатного посещения. Многие предприятия всё чаще стали заказывать экскурсии, организуют собственные детские лагеря. Перспективным, необходимым для воспитания молодёжи и достаточно прибыльным туристским бизнесом могут стать экскурсии для учебных заведений. В Щёлковском районе 22 тысячи учащихся. Расчёты, проведённые в Комитете по физической культуре, спорту и туризму показали, что при оплате за каждого посещающего их по 60 - 70 рублей они могут быть рентабельными. Такие расходы под силу родителям хотя бы раз в год, а возможно, что часть их можно будет финансировать из бюджета или за счёт спонсоров, различных фондов, провозглашающих заботу о подрастающем поколении. К сожалению, социальный туризм в настоящее время охватывает только 30% школьников.
    Для обеспечения массовости туристского краткосрочного отдыха и оздоровления представляется целесообразным расширение баз и зон недорогого отдыха, с размещением в деревнях и сёлах, в палаточных городках, в легкосборных летних домиках. Живописные места вдоль реки Воря, вблизи Медвежьих озер и других водоёмов, в лесных массивах района могут привлечь москвичей, гостей столицы, в том числе и из-за рубежа.
    Практически не используются в экономическом плане рекреационные возможности территории вблизи пос. Фряново. Наличие нескольких памятников федерального значения - Усадьба Лазарева XVIII века, Могутовское городище X-XV в.в., привлекательный ландшафт, позволяют при соответствующих инвестициях создать экономически выгодные туристские объекты и места размещения. Развитие туристской индустрии в пос. Фряново (более 10 тыс. чел.) позволит решать и социально-экономические проблемы поселка, являющегося в настоящее время дотационным из бюджета района.
    После достижения устойчивого спроса на такой отдых, в том числе на договорных долгосрочных условиях с предприятиями различных форм собственности можно в полной мере получать немалый доход в бюджет, который частично использовать на дальнейшее развитие туризма.
    Характер производимой в Щёлковском районе продукции: ткани, металлоконструкции, вторичные драгметаллы, металлопластики, лаки, краски и другие продукты химического производства, позволяют предположить возможность создания технологий изготовления сувенирной продукции совместными усилиями местных предприятий или народных промыслов на их базе.


4. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

4.1. Туристская индустрия
    Туристская индустрия - "совокупность гостиниц и иных средств
размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков" (Закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации) в Щелковском районе еще достаточно слабо развита и требует решения следующих вопросов:
Проектирование и строительство туристских объектов:
Гостиничного комплекса в г. Щелково (берег р. Клязьма)
Детского оздоровительного городка "Березка" (пос. Фряново)
Реконструкция имеющихся туристских объектов:
Усадьбы Гребнево
Усадьбы Лазаревых и террасного парка (пос. Фряново)
Усадьбы Демидова д. Алмазово
Санатория "Монино" и усадьбы Я.Брюса.
Центрального музея ВВС (пос. Монино)
Строительство спортивных объектов:
Конноспортивной базы
Базы по водному туризму и гребному слалому р. Клязьма г. Щелково
Спортивно-досугового центра "Факел" пос. Фряново
Развитие существующей сети общественного питания с учетом тематической направленности туристских и экскурсионных маршрутов. Строительство специализированных кафе, ресторанов и предприятий быстрого обслуживания в местах посещения туристами.
Создание сети реализации сувенирной продукции непосредственно около музеев и мест посещения туристами.
Выделение в центральной части города помещений для аренды туристскими фирмами.

4.2. Рекреационные территории (зоны отдыха)
    Использование рекреационных территорий (зон отдыха) для привлечения туристов достаточно перспективно для Щелковского района.
Первый этап - Развитие существующих зон отдыха и создание там современных комплексов для отдыха:
Медвежьи Озера ("Коралл-93")
     Дальнейшее развитие территории Медвежьих озер для активного отдыха
населения (спортивное рыболовство, отдых выходного дня, конный спорт)
Озеро "Светлое" на бетонке (ООО "Атлас")
     Предусматривается оформление долгосрочной аренды участка лесного
фонда для культурно-оздоровительных и спортивных целей в соответствии с Законом Московской области от 2 августа 2000 г № 50/2000-03 "О порядке пользования участками лесного фонда…"
    Учитывая, что озеро "Светлое" и прилегающая к нему территория является
местом отдыха жителей Щелковского района, в том числе традиционным местом посещения молодыми людьми в день их бракосочетания, предполагается обустроить северо-западную прибрежную зону для массового краткосрочного (в течении дня) посещения отдыхающих. В юго-восточной части прибрежной зоны планируется установка сборных деревянных домиков для семейного отдыха со сроком проживания от одного до семи суток с суммарным количеством проживающих до 50 чел в сутки.
     Для создания надлежащих условий отдыха планируется зарыбление водоема и организация спортивного рыболовства, прокладка маршрутов для лыжных и конных прогулок, организация приема свадебных кортежей. Организация проката лодок и катамаранов. В перспективе на базе зоны отдыха возможна организация соревнований по спортивному ориентированию.
Карьер Рудоуправления
    Проведение ре-культивационных работ в карьере, создание большой водной
акватории, пригодной для занятия современными водными видами активного отдыха, проектирование зон отдыха в осваиваемой территории.
Второй этап - Создание проекта природно-туристского парка в долине р. Воря совместно с Пушкинским и Ногинским районами и включение его создания в областную программу развития туризма.

4.3. Санаторно-курортное лечение и отдых населения

    Важное для экономики района направление - удовлетворение потребностей населения в санаторно-курортном лечении и отдыхе. Здесь перспективны предложения турфирмы "Галактика" (95% деятельности которой приходит на организацию детского отдыха и санаторно-курортного лечения работников предприятий) о создании на ее базе Муниципального предприятия "Щелковский районный туристский центр" на который, в том числе, будут возложены следующие задачи:
Предложение услуг населению по санаторно-курортному лечению и отдыху по базовым ценам мест размещения (санаториев, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей).
Содействие нуждающимся жителям района в выезде на лечение за пределы Российской федерации.
Реконструкция и дальнейшая эксплуатация детских оздоровительных объектов (бывших пионерских лагерей) на территории района.

4.4. Культурные возможности туризма. Экскурсионная деятельность

    Учитывая большие, но слабо реализованные, потенциальные возможности экскурсионных объектов, находящихся на территории Щелковского района необходимо принятие ряда мер по созданию и продвижению туристского экскурсионного продукта:
Создание и сертификация экскурсионных туристских маршрутов по Щелковскому району.
Создание специфичного туристского продукта "Звездный тур" авиакосмической тематики.
Проведение ежегодной Щелковской туристской выставки "Мир путешествий" и участие в областных и российских выставках для продвижения туристского экскурсионного продукта.
Наличие специального экскурсионного автобуса для реализации экскурсионных маршрутов по Щелковскому району и Московской области.
    Развитие музейной деятельности и увеличение количества и качества туристских услуг в данной сфере должно осуществляться по следующим направлениям:
Расширение деятельности Щелковского краеведческого музея. Создание его филиала на базе Музея-усадьбы Я.Брюса в Глинках.
Придание статуса самостоятельного музея музею-лаборатории военной одежды.
Создание музея в усадьбе Лазаревых (пос. Фряново).
Реализация благотворительной программы по реставрации памятников архитектуры на территории района Национальным культурным фондом авиации и космонавтики.

4.5. Туризм и краеведение в образовательных учреждениях
     Возрастающая популярность детского самодеятельного туризма в Щелковском районе заставляет проявить к нему пристальное внимание. Детский туризм выступает как наиболее эффективное средство социальной адаптации ребенка в окружающем мире, способствует патриотическому, умственному, трудовому, эстетическому, духовному и физическому воспитанию. По данным социологического опроса учащихся общеобразовательных школ района более 61% детей хотят заниматься туристско-краеведческой деятельностью в той или иной форме. В районе на базе муниципальных образовательных учреждений работают: 11 школьных музеев, краеведческих кабинетов; 26 объединений различных видов туризма, которые охватывают около 1000 систематически занимающихся школьников, что удовлетворяет потребности детей в данном виде деятельности чуть более чем на 30%.
    Для поддержки туризма в образовательных учреждениях необходимо решение следующих вопросов:
Создание Детской туристской базы на базе здания детского сада № 28 пос. Юность, которая должна стать полигоном для проведения туристских соревнований, слетов, научно-практических конференций, семинаров, учебно-тренировочных сборов, экскурсионной работы.
Создание постоянно действующего летнего полевого туристского лагеря на базе детского оздоровительного городка "Березка" (пос. Фряново).
Снижение недофинансирования реализации программ туристско-краеведческой направленности в учреждениях дополнительного образования:
За счет поэтапного увеличения средств выделяемых на организацию зачетных летних походов (экспедиций) из расчета роста участников ежегодно на одну группу 15-20 человек.
Финансирования учебных походов в каникулярное время до уровня нормативного - 70% от расчетной стоимости (30% за счет родителей) в 2001 году не менее 9 каникулярных дней на группу, 2002-2003 г - 12 дней, (из общего количества - 30 каникулярных дней в учебный период).
Развитие сложившейся системы организационно-массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности различного уровня.
Разработка и внедрение образовательной программы "Щелковское краеведение" для общеобразовательных школ.
Поддержка деятельности туристских клубов на базе образовательных учреждений. Разработка нормативной и программно-методической базы их деятельности.
Создание системы материально-технического обеспечения деятельности детских туристских объединений - поэтапного доведения материально-технического обеспечения до нормативного (в настоящее время укомплектованность менее 10%) путем создания пункта экипировки на базе учреждения Центр "Романтик" - 2002-2003 г.г.

4.6. Спортивный и оздоровительный туризм
     Учитывая уникальные возможности туризма, как средства физического
оздоровления, отдыха, так и нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и памятникам культуры, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями (Программа развития самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в России, 1998 год.) необходима система поддержки спортивного и оздоровительного туризма в Щелковском районе:
Возложение на вновь создаваемое Муниципальное унитарное предприятие "Щелковский районный туристский центр" задач по развитию оздоровительного и спортивного туризма в районе, в т.ч.:
Организационная, учебно-методическая и консультационная помощь туристско-спортивным организациям (клубам) района.
Создание системы реализации населению туристского снаряжения, в т.ч. его изготовление, ремонт, прокат.
Предоставление платных услуг населению в туристско-экскурсионной деятельности по социально приемлемым ценам.
Организация и проведение туристских массовых мероприятий.
Открытие постоянных оздоровительных туристских маршрутов по Щелковскому району:
По реке Воря на байдарках
Конный туризм - д. Медное-Власово, озеро "Светлое"
Тропы здоровья от ж/д станций на территории района.
Лыжные походы (п. Биокомбината, д. Воря-Богородская)
Велосипедные маршруты от ст. Воронок
Создание полигонов и баз для занятий туризмом и экстремальными видами спорта:
Полигон для спортивного туризма и ориентирования пос. Фряново с базой временного размещения
Лыжная туристская база пос. Биокомбината
Учебно-тренировочная база по водному туризму "Клязьма"
Конноспортивная база
Скалодром и ледовая вышка г. Щелково
Площадка для велотриала и муатенбайка (ДГС Щелково, СДЦ "Факел")
Авиаклуб пос. Монино
Подготовка спортсменов высокого уровня по спортивному туризму, гребному слалому, альпинизму и скалолазанию, спортивному ориентированию, конному спорту, как действенного фактора популяризации активного образа жизни и туризма.

4.7. Реализация молодежных программ в сфере туризма
    Так как основная задача данной Программы является становление экономики туризма в районе, создание условий для динамичного развития производства туристских продуктов (услуг), то важной задачей является поддержка молодежных инициатив в этой сфере.
     С другой стороны, определяющим фактором реализации данной программы будет являться, насколько активно молодежь будет вовлекаться в сферу туристских услуг.
     Регулирующую роль в решении данных вопросов (реализация молодежных предпринимательских программ в сфере туризма, расширение туристских услуг для молодежи района) должно решать создаваемое муниципальное унитарное предприятие "Щелковский районный туристский центр". Муниципальный статус данного предприятия позволит с одной стороны апробировать малорентабельные в настоящее время программы по расширению социального туризма в районе (летний оздоровительный отдых подростков и молодежи, внутренний туризм), а с другой стороны, позволит выдержать конкуренцию с частным бизнесом, преимущественно московского происхождения в сфере предоставления туристских услуг, как молодежи, так и всему населению Щелковского района.
    Важным направлением является и использование средств оздоровительно-спортивного туризма для работы с молодежью, особенно с трудными подростками. Это и проведение различных туристских мероприятий для молодежи (Туристские слеты, экскурсии, походы) и целевая работа по туристскому направлению с подростками на базе клуба "Ровесник".
Необходимо решение следующих задач:
Усиление координации Комитета по образованию, Комитета по ФКСиТ и Управления по делам молодежи в проведении мероприятий оздоровительно-туристской направленности, подготовки турорганизаторов и инструкторов по туризму.
Создание программного обеспечения деятельности Клуба "Ровесник" по туристскому направлению с ее интеграцией в общую программу работы.
Создание материально-технической базы туристского снаряжения Клуба "Ровесник".
Создание совместно с Комитетом по образованию полевого лагеря на базе оздоровительного летнего городка "Березка" для реализации программ по летнему оздоровительному отдыху детей и подростков.
    Еще одним важным направлением является участие молодежных общественных организаций в развитии туризма. У ряда общественных организаций ("Щелковский казачий центр", "Юные десантники", "Молодая гвардия", отряд "Витязь") ряд программ близки по своей сущности к туризму по средствам и методам их реализации. Существующие на территории района туристские клубы в настоящее время имеют большую молодежную составляющую. В ряде ССУЗОВ района есть студенческие туристские группы, на базе которых могут возникнуть новые общественные организации по примеру ПТУ-38 - появление в 2000 году Общественного клуба по туризму и триалу "Три-С". В настоящее время происходит формирование студенческого общества - отделения Всероссийского народного туристского общества (ВНТО) на базе Щелковского факультета РМАТ.
     Все это требует решения управленческих и организационно-методических задач со стороны Управления по делам молодежи следующего характера:
Включение Молодежных районных общественных организаций в реализацию Программы развития туризма по интересующей их проблематике.
Координация усилий совместно с Комитетом по образованию и Комитетом по ФКСиТ по повышению статуса туристских клубов образовательных учреждений как общественных организаций.
Содействие Щелковскому факультету РМАТ в становлении студенческого общества ВНТО.

4.8. Информационно-рекламное обеспечение туризма
    Имеющийся уровень информационных услуг не соответствует
современным потребностям населения. Создание системы информационно-рекламного обеспечения, включает в себя:
Разработка различной информационно-рекламной продукции о туристских возможностях Щелковского района:
Выпуск путеводителя по Щелковскому району.
Выпуск книги "Дорогами Щелковского края".
Установка рекламных щитов со схемами расположения музеев и достопримечательностей района.
Выпуск карт-схем оздоровительных и экскурсионных маршрутов по Щелковскому району.
Создание системы распространения информации населению о туристских услугах на базе МУП ЩРТЦ. Задействование сети библиотек Щелковского района (Щелковский информационно-библиотечный центр) для распространения предложений по туристским услугам населению Щелковского района.
Создание еженедельной телевизионной программы "Спорт и отдых" на Щелковском телевидении совместными усилиями Телерадиокомпании "Щелково" и Комитета по ФКСиТ Администрации Щелковского района.
Создание специальной постоянной рубрики по туризму в существующих в районе средствах массовой информации (газета "Время", журнал "Щелково).
Проведение ежегодной Щелковской туристской выставки "Мир путешествий" для информации населения о развитии сферы туристских услуг.
Проведение маркетинговых исследований спроса на туристские услуги населением Щелковского района.

4.9. Производство сувенирной продукции и товаров для сферы туризма
    Развитие производства сувенирной продукции и товаров для сферы туризма важный фактор в развитии туризма в районе.
Создание муниципального заказа по изготовлению сувенирной продукции Центром декоративно-прикладного творчества "Щелковские узоры" и другими организациями.
Создание магазина туристского и спортивного снаряжения
Создание киосков сувенирной продукции в Щелковском краеведческом музее и других музеях района.

4.10. Подготовка кадров для сферы туризма
    Реализация данной программы потребует наличия квалифицированных
кадров для сферы туризма и экскурсионного обслуживания. С другой стороны, развитие туризма в районе приведет к созданию новых рабочих мест в этой сфере. Поэтому, в подготовке кадров придается большая роль Щелковскому факультету Российской международной академии туризма, в перспективе - Щелковского института туризма.
     Подготовка кадров должна осуществляться по следующим направлениям:
Подготовка экскурсоводов и преподавателей краеведения для учебных заведений Щелковского района.
Подготовка инструкторов спортивного и оздоровительного туризма.
Подготовка специалистов - менеджеров туризма для турфирм и учреждений Щелковского района.

5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Регулирование туристской деятельностью со стороны Администрации района должно осуществляться для определения и поддержки приоритетных направлений туристской деятельности, формирование представления о Щелковском районе как территории, благоприятной для туризма, осуществлении поддержки и защиты интересов населения в сфере туризма, содействия в продвижении местного туристского продукта на российском и международном рынке.
    С целью организации работ по реализации Муниципальной программы должны быть приняты следующие меры:
Создание Муниципального унитарного предприятия "Щелковский районный туристский Центр"
Проведение инвентаризации объектов рекреационной и туристской
сферы на территории Щелковского района на предмет соответствия их взятых на себя обязательств, наличия сертификационных документов.

Проведения проверки соответствия установленной документации у
фирм и лиц, предоставляющих экскурсионные услуги населению, в первую очередь образовательным учреждениям района.

    Текущее управление реализацией программы возлагается на Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации Щелковского района, действующего по согласованию с заинтересованными службами и организациями, и Управление по экономике Администрации Щелковского района, осуществляющее общий контроль за реализацией данной программы.


6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование в Щелковском районе современной отрасли туризма.
    Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании условий для удовлетворения потребностей населения района в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание будет уделено решению проблем отдыха и туризма наименее защищенных слоев населения.
    Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения, приведет к укреплению материальной базы туризма, расширению многообразия туристских услуг населению.
     Развитие туризма окажет стимулирующие воздействие на развитие других отраслей экономики района, повысит привлекательность района для сферы предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока инвестиций, что даст возможность реализовать ряд масштабных проектов в области развития туризма.
    В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения объектов культуры и природы, находящиеся на территории района.
    Развитие туристской сферы позволит увеличить поступления в бюджет района прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.
     Вложение средств в развитие детского и спортивного туризма в районе также даст свои результаты как социального характера (снижение заболеваемости, профилактика преступности, наркомании и алкоголизма в районе), так и экономического (реклама туризма как активной формы отдыха, рост заинтересованности населения в развитии туризма в районе).
    Создание Муниципального унитарного предприятия "Щелковский районный туристский центр" позволит увеличить объем туристских услуг населению по социально приемлемым ценам, получать планируемый ежегодный доход в объеме около 640 тыс. руб. с последующим нарастанием доходов (не менее 10% годового роста), что позволит направить часть дохода на развитие социального туризма в районе, в т.ч. оздоровительного, спортивного, детского туризма, а также на реконструкцию и создание детских оздоровительных стационарных лагерей в районе.

     Таким образом, программа позволит создать условия для дальнейшего развития туризма в Щелковском районе, что станет хорошей основой для создания социально-экономической программы развития туризма на следующий период.


На главную страницу  
Далее

Спортивные организации и сооруженияОбразование в сфере спорта и туризмаО работе Комитета по ФКСиТ
Спортивная жизнь районаО городе ЩелковоТуризм
 Полезная информация 

 


Хостинг от uCoz