КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ
АДМИНИСТРАЦИИ ЩЕЛКОВСКОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЩЕЛКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР

ОТЧЕТ О ПОХОДЕ

КАТЕГОРИЙНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ВОДНЫЙ ПОХОД III к. с.
Кольский полуостров
г. Москва - г. Кандалакша - пос. Алакуртти - р. Тунтсайоки -
р. Тумча - пос. Зареченск - г. Кандалакша - г. Москва.
22 июля - 6 августа 2000 года.


Руководитель - Бочаров Александр Владимирович

Состав группы Предыдущий опыт Должность
Бочаров А. В. Тумча 3 к. с. Охта 3 к. с. руководитель, капитан кат "4-ка" "Носорог"
Безногов Е. А. Тумча 3 к.с. лоцман
Гришин Е. С.   матрос
Пиртахия А. Р.   матрос
Ворошкевич С. В. Охта 3 к. с. капитан кат "4-ка" "Аллигатор"
Генералава С. А. Охта 3 к. с. массовик-затейник
Коваленко П. А   матрос
Потапин М. С. Охта 3 к. с. матрос
Кирюшин С. А Охта 3 к. с. капитан кат "4-ка" "Акула"
Смоляк С. М. Охта 3 к. с. рыболов
Парицкий А. Д.   матрос
Попель А. Е. Охта 3 к. с. матрос
Токарев И. А. Охта 3 к. с. капитан кат "4-ка" "Бегемот"
Кузьменков М. А. Охта 3 к. с. фотограф
Капралов А.В.   матрос
Виноградов И. С.   матрос
Безлиходнов Н. Н. Охта 3 к. с. капитан кат "2-ка"
Ильина Ю. О. Охта 3 к. с. завхоз
Разыков Р. А. Охта 3 к. с. капитан двухместная бай- дарка "Щука"
Стародубцев А. В. Охта 3 к. с. матрос
Сенин Д. А.   врач
Моничева Г. Е. Тумча 3 к. с. завхоз
Моничева Е. Н.   кинооператор
Золотушкин М. В.   летописец
Свешникова А.Ю. Охта 3 к. с. фотограф
Позигунова И. Г. Охта 3 к. с. массовик-затейник
Калиничева Ю. В. Охта 3 к. с. матрос


Содержание:

Характеристики района похода
Сведения о туристических возможностях маршрута
Пути подъезда и съезда с маршрута
Лоция рек Тунтсайоки - Тумча
График движения
Дневник похода


Характеристика района похода.

    Районом похода был выбран юг северной части обширного туристского района, который называют в справочной литературе Карелия и Кольский полуостров. Сюда входят Мурманская область, республика Карелия и часть Ленинградской области к северу от Невы. Западная граница района совпадает с государственной, восточная отделяет Карелию от Архангельской области и проходит несколько восточней Онежского озера и Беломорско-Балтийского канала. Район вытянут в меридиональном направлении почти на 1000 км. Его северная часть - Кольский полуостров - расположена почти вся за Полярным кругом. Южная часть делится на два района: Южная и Северная Карелия.
    Все части этой громадной территории заметно отличаются друг от друга. Например, полоса вдоль побережья Баренцова моря безлесна и относится к географической зоне тундры, центр Кольского полуострова имеет два горный массива с высотами до 1200 м, Южная Карелия представляет собой волнистую равнину, покрытую собой лесами таежного типа.
    Однако есть много сходного, что позволяет вести речь об этом районе как едином целом. В целом это лесная территория: леса покрывают более двух третей ее и в подавляющем большинстве хвойные: ель, сосна, кусты можжевельника, из лиственных береза, осина, ольха. В геологическом отношении район составляет часть Балтийского кристаллического щита - одной из древнейших структур земной коры, сложенной гранитами, другими древними изверженными породами На характер рельефа сильное воздействие оказал ледник, выразившееся в изобилии гранитных обломков по всей площади района. Для гидрографии района характерна густая речная сеть и обилие озер, значительная часть района заболочена. Из них преимущественно так называемые "сухие болота" представляющие собой большие открытые пространства покрытые мхом различных расцветов, кустарниками голубики, багульника и редкими хвойными растениями произростающими на камнях. Среди таких болот встречаются небольшие, глубиной до двух метров без именные озера. Порожистые участки на реках как правили крутого падения, локального характера, перемежаются протяженными плесовыми участками и озерами. Плотность населения невысокая до 70% его сосредоточено в городах. По берегам встречаются полуразрушенные , нежилые деревни и отдельно стоящие дома. На маршрутах можно встретить местных жителей, как правило рыбаков, сенокосцев, сборщиков грибов и ягод, выехавших на сезон, на свои оборудованные места. Лето короткое но теплое: среднемесячная июльская температура воздуха на юге района 15 - 17 градусов, на севере - 10 градусов. Обилие гнуса, мошки и комаров. Погода большею частью переменчива, нередки и затяжные дожди, и ясная солнечная погода. Наиболее благоприятное время туристического сезона - с третьей декады июня по вторую декаду августа.



Сведения о туристических возможностях маршрута.

    Это водный маршрут 3-4 категории сложности с достаточным числом интересных порогов. Наличие населенного пункта почти в середине маршрута позволяет разбить его на две части. От границы, от Ковдора, до Алакуртти можно организовать маршрут 1-2 категории сложности с рыбалкой, сбором грибов и ягод, купанием. Можно начать маршрут от Алакуртти, сэкономив время, пройти все основные пороги и преодолеть водохранилище на катере, как сделали мы. А можно пройти от границы, от Ковдор, до Зареченска.
    Интересная часть пути в маршрута, совершаемая по Иовскому водохранилищу, сооруженному в 1957-1958 гг. Его глубина в некоторых местах достигает до 30-ти метров. Водохранилище построено для ГЭС, которая работает до сих пор и снабжает электроэнергией Зареченск и окрестные населенные пункты. Сейчас около ГЭС, сохранилось старое русло реки. При переполнении водохранилища по нему спускают лишнюю воду. При строительстве деревья никуда не вывозили и затопленный лес торчит из воды, валяется по берегам и на дне. По рассказам местных жителей и работников ГЭС, на месте водохранилища было много интересных порогов. На одном из них построена плотина.
    Удаленность реки способствует удачной рыбной ловле. В конце июля, в августе из ягод почти нет морошки, но уже созревает черника , голубика, брусника. В это время еще есть грибы, но их мало. В наш год почти не было рыбалки , из-за большого количества мошки, гнуса и комаров, местные говорили, что рыба сытая. Грибов так же было мало, из-за жары лес стоял сухой.



Пути подъезда и съезда с маршрута.

    До Кандалакши добирались поездом № 182 Москва-Мурманск. Время отправления из Москвы в 19 часов 28 минут, время прибытия в Кандалакшу в 5 часов 25 минут , время в пути 33 часа 57 минут. Из Кандалакши до Алакуртти ехали на заказанном заранее из Москвы автобусе, в Кондалакшской автоколонне (телефон в Кандалакше 7-11-11 диспетчер Раиса Павловна), время в пути 3 часа. Через эту же автоколонну был заказан и обратный автобус из Зареченска до Кандалакши. Туда и обратно нам обошлось 4300 рублей на всю группу. От Алакуртти сплав по реке до порога Шляпа, сразу за порогом нас ждал катер, так же заказанный из Москвы (телефон в Зареченске 6-05-39 Осипов Николай Михайлович - капитан катера), на нем доехали до Зареченска, дальше на автобусе до Кандалакше, время в пути 2 часа, и 181-ым поездом, Москва-Мурманск, до Москвы.



Лоция рек Тунтсайоки - Тумча.

    Стоянка на правом высоком берегу в окрестностях Алакуртти, от нее по плесовой воде около 700 метров до высокого а/м моста. Далее от моста через 200м ниже по течению порог Первенец 4 к. с. протяженностью 250 м. Осмотр с правого берега, возможно и с островов.
    Два острова разбивают реку на 3 протоки. Левая не проходима из-за маловодности. Средняя проходима в высокую воду. Правая протока: входная шивера, вход по центру, затем основными сливами уходить к правому берегу. Шивера на всю ширину протоки запирается плитой. Основной слив у правого берега, водопадный высотой более метра направлен от правого берега к центру. Справа слив ограничен косым отбойным валом и короткой проносной бочкой. Проход этим сливом осложнен двумя острыми "зубами". После слива основная струя уходит влево, причем часть ее сваливается с большого обливного камня. Далее все 3 протоки сливаются. Далее 150-ти метровая шивера с короткими бочками, валами до 0,5 м.
    Через 500 м после порога Первенец через всю реку ЛЭП и река поворачивает влево.
    Через 20 метров после поворота порог Падун 4 к. с. протяженностью 200 м с общим перепадом воды 4 м.
    Каменный остров разбивает реку на 2 протоки. Правая: каскад невысоких сливов, обливные камни, несильный прижим к правому берегу (отвесная скала). Левая протока: 2 длинных водоската, расположенных последовательно с небольшим смещением по оси высотой 0.9 и 1.3 м. Водоскаты запираются проносными бочками 3 и 4.5 м. Расстояние между бочками 10 м. Заход в левую протоку осложняет каменистая гряда, которая тянется от левого берега почти до половины ширены реки. Обход гряды обуславливает опасность попадания в первую бочку лагом. Ниже острова протоки сливаются в мощную, но многоводную шиверу, несложную для прохождения очевидными сливами.
    Через 600 метров река поворачивает направо, острова разбивают русло на несколько проток и начинается шивера 3 к. с., длиной 200 метров.
Правая протока более полноводна. Шивера проходима этой протокой ярко выраженными основными сливами, легко читаемыми с воды. Наиболее сложный участок - на выходе: река поворачивает налево, к подводным и надводным камням добавляются валы высотой до 0.75 м.
    Через 100 м ниже шиверы ЛЭП, затем плес 4.5 км и порог Двойной 2 к. с. протяженностью 50 м.
    Остров разбивает реку на два рукава, основной - левый. Его перегораживает плита, длинный слив, рукава сливаются, быстроток, отдельные камни, снова плита через всю реку и остатки плотины. Проход под левым берегом коротким водоскатом через прямой крутой вал высотой более 0.5 м .
    Через 100 м высокий а/м мост, еще через 50 м делят русло на несколько проток. Проходима любая. В протоках очень простые, проходимые без осмотра короткие (10-20 м) пороги б/к.
    Через 1.7 км от моста ЛЭП. Далее идет плес 1.8 км заканчивающийся порогом Водопадный. Перед ним и после него на правом берегу удобные места для стоянок.
    Порог Водопадный 3 к. с. протяженностью 700 м. Осмотр с правого берега. Первая ступень: плита через всю реку , в центре, чуть ближе к правому берегу длинный узкий, плохо читаемый с воды основной слив. Перепад более 1 м. Слив запирает узкий прямой, крутой короткий вал с пенным гребнем. Высота вала около 1.5 м. После вала через 50 м быстротока, струя наваливается на вертикальную скальную стену, поворачивается под прямым углом налево. Это начало второй ступени, протяженностью которой около 700 м. сход со струи и чалка к правому берегу до начала второй ступени не затруднительна. Вторая ступень. После несложного прижима к правому берегу реку перегораживают каменная гряда. Чистый слив у левого берега. От слива до середины тянется узкая бочка. За сливом снова каменная гряда, заставляющая делать траверс от левого берега почти до середины реки (расстояние между грядами 10-15 м). ниже гряды постепенно теряющая силу шивера.
    Через 2.5 км плеса разрушенный мост. Проход левым пролетом. Через 3.5 км плеса от моста левый, широкий, хорошо заметный приток.
    Через 750 м порог Кривой 3 к. с. , две ступени общая протяженность 200 м. Осмотр левым берегом. Между ступенями удобное место для стоянки.
    Первая ступень - 50 м несложной S-образной шиверы. Через 30 м от входа остров. Проход левой протокой. Ниже острова плита через всю реку. Перед плитой возможна чалка. У левого берега чистый слив высотой около 1.5 м. После слива небольшая бочка, преодоление которой проблем не составляет. Вторая ступень - 150 м несильной, но со сложной линией движения шиверы, начинающейся сразу же после водопада. Пройдя водопад левым сливом, просто войти в улов под левым берегом.
    Через 750 м ниже пор. Кривой - левый приток, через него разрушенный мост. Через 450 м порог б/к протяженностью 70 метров, проходим без осмотра.
    Через 750 м плеса, острова разбивают реку на несколько проток, порог 2 к. с. , протяженностью 100 м, проходим без осмотра, основной левой протокой.
    Далее на участке в 3.8 км плеса река принимает правый, затем 2 левых притока.
    Через 550 м от последнего притока порог Юрьев день, 3 к. с. , состоящий из 4-х ступеней общей протяженностью 500 м, степени разделены короткими, около 50 метров плесами. Ориентир порога : остатки мостовых опор в русле, скала по правому берегу.
    Первая ступень. Осмотр левым берегом. Несложная 50-ти метровая шивера оканчивающаяся ярко выраженным основным сливом с плиты, перепад высоты около метра. После слива еще 200 м шиверы, боле сложной, чем входная. Вторая ступень. Отделена от первой 50 метровым плесом. Осмотр с острова, который делит реку на две протоки. В протоках и ниже острова шивера. Проходимы оба рукава. Правый уже, но имеет более ярко выраженные основные сливы. Третья ступень. Отделена от второй 50-метровым плесом на правом повороте реки. Осмотр левым берегом. Шивера 80 метровая, с валами во входном сливе до 1 метра, подводными и надводными камнями. Вход в шиверу у правого берега. Четвертая ступень. Отделена от третьей коротким плесом, в конце которого остров разбивает реку на два рукава. Осмотр с острова. Проходимы оба рукава. На входе в левой рукав слив с валами боле 0.5 м, далее шивера. Правый рукав уже. В нем три последовательно расположенных слива, в разломах плит, смещенных по оси относительно друг друга. С общим перепадом высоты около 1.5 м.
    Через 500 м порог Подкова 2 к. с. , протяженностью 60 м. Река делает поворот на 180 градусов, быстроток. В более высокую воду не исключен ощутимый прижим к левому берегу и валы. В нашу воду нечего этого не было. В середине поворота впадает узкий левый приток. Сразу за порогом на левом берегу удобное место для стоянки.
    Через 700 м порог Марч 3 к. с. протяженностью 30 метров. Осмотр с левого берега. Порог с воды плохо заметен, слабый шум воды. Остров делит реку на 2 рукава, правый мелкий, левый основной. Плита перегораживает весь левый рукав. Перепад высот 1.5 м. В разломах 2 слива. Правый слив в 2 ступени менее мощный, заканчивается короткой проносной бочкой. Левый длиной 5 м запирается косой бочкой. Прохождение правым сливом осложнено острыми подводными камнями.
    Через 500 м порог б/к протяженностью 50 м, хорошее место для стоянки на правом берегу. Через 800 м остров разбивает реку на два рукава, в протоках порог б/к протяженностью 100 м, проходимы оба рукава. Через 1.4 км правый приток Эньяньйоки, при слиянии с р. Тунтсайоки начинается р. Тумча.
    Через 1. 7 км порог Кошмарики 3 к. с. протяженностью 500 м. Осмотр с левого берега. Остров делит реку на два рукава. Правый рукав 50-ти метровая мелкая забитая камнями шивера. Левый рукав: через весь рукав плита. Высота переда не более метра. Наиболее сложное место - выходная шивера со слабым прижимом к левому берегу.
    Через 3 км плеса порог б/к длиной 40 м. Ниже порога острова, многократное ветвление русла. Через 1.1 км лабиринта , еще порог б/к протяженностью 40 м. Чрез 1.4 км все протоки собираются в одно русло. На правом берегу перед правым поворотом пригодное место для стоянки. Сразу за ней порог б/к протяженность 50 м.
    Через 60 метров порог 4 к. с. протяженность 700 м. Ориентир живописные скальные нагромождения по берегам. Входная шивера 2 к. с. протяженностью более 200 м, затем сужение русла. В сужении плита через всю реку, повышающаяся от правого берега к левому. Под правым берегом водоскат высотой 1.5 м. Справа водоскат ограничен косым валом высотой более 1 м. Справа короткий поносной бочкой. Далее около 500 метров шиверы. Перед плитой возможна чалка на правый берег , после прохождения шиверы.
    Через 4.5 км порог Вечерний 3 к. с. , общей протяженностью 450 м. Осмотр по правому берегу. Ориентир: скалистый остров разбивает реку на два рукава. Правая протока наиболее многоводна и удобнее для прохождения, 4 ярко выраженных ступени (многоводные шиверы). На острове удобное место для стоянки. Через 600 м порог Узкий 2 к. с. , длиной 20 метров, остров запирает прямой плесовый участок реки. По середине русла слив высотой не более 0.7м и короткая проносная бочка.
    Через 100 порог Яма 4 к. с. протяженностью 200 м . Осмотр любым берегом. Ориентир: скальные выходы по левому берегу, за порогом на горизонте реку запирает равнобедренный треугольник сопки. Скальный выступ левого берега суживает русло с 70-80 м до 40 м. В начале сужения подводная плита через всю реку. Перепад воды около 1.5 метра. Ближе к правому берегу длинный слив заканчивающийся ямой. Она словно вырыта в воде. Диаметром около 5 м. За ней крутой почти прямой вал, справа ямы косой отбойник от правого берега, подходящим к языку под острым углом , Далее валы. За порогом на правом и на левом берегу удобные места для стоянок.
    Через 600 м порог Котел 4 к. с. , протяженностью 100 м. Порог образован подводной плитой, перегораживающей всю реку в месте небольшого сужения русла. Повышение плиты в центре разбивает поток на два слива. Левый: водоскат высотой около 3 метров, запираемый косым, отбойным от левого берега валом высотой около 1.5 м. Далее хаотичное волнение, обливные камни. Правый: косой , от центра к правому берегу, длинный слив, запирающийся короткой, несложной бочкой. Далее струя идет под правым берегом, ощутим прижим к скалистой стене, после берег отступает в право и с этого места хаотичное волнение. Выделяются два стоячих пирамидообразных вала, первый высотой белее метра. У обоих берегов уловы. Порог заканчивается озерообразным заливом. Сразу за порогом на левом берегу удобное место для стоянки.
    Через 400 м правый приток р. Кутсайоки. Через 3.5 км порог Ночной 2 к. с., длиной 30 м. Проход основным ярко выраженным сливом. Возможен проход без просмотра.
    Через 100 м порог Карниз 4 к. с. , протяженностью 250 м. Осмотр левым берегом. Плита перегораживает всю реку . надводный выход в ней образует скалистый остров, разбивающий реку на два рукава. Правый: практически через всю протоку идет слив в 2 ступени, общей высотой более 1.5 м. В конце первой ступени - короткая проносная бочка, длиной не более 2 м, крутой высотой менее 1 м вал. Проходится без проблем. Далее проносная , но широкая ( 5-6 м) нежесткая бочка, за который стоит вал более 1 м. Справа и слева от слива обширные уловы. Левый рукав: слив высотой не менее 1.5 м в узком разломе плиты. Вход зигзагообразный: 8-10 м от центра к правому берегу, затем поворот на право под углом 120 градусов и 10 м почти водоскатом в узкую глубокую бочку, на выходе из которой почти отвесный косой вал высотой около 1 м. Затем рукава сливаются и следует 100 м многоводной шиверы, обуженной в середине скальным выступом левого берега. Здесь невысокая ступенька, валы 0.5 - 0.75 м. Далее плавный поворот и еще 100 м сильной, без камней струи. За порогом на левом высоком берегу пригодное место для стоянки.
    Через 7.55 км плеса длинный остров (100м) делит реку на два рукава, проход правым. Через 150 м порог Каньенный 2 к. с. , протяженность 300 м. Возможен проход без осмотра. По обеим берегам отвесные скалы высотой до 35 м. Валы до 1 м, ярко выраженные сливы с надводными и надводными камнями. Перед порогом на левом берегу, на верху место для стоянки.
    Через 50 м порог Змея 3 к. с. , протяженностью 70 м. Осмотр левым берегом. Остров разбивает реку на два рукава. В основной левой протоке S-образный поворот, косые валы до 1 м. На выходе камни, валы до 0.5 м. Перед порогом на левом берегу место для стоянки.
    Через 700 м порог Шляпа 4 к. с. ориентир: левый поворот реки, остров, безлесный правый берег, хорошо заметное место для стоянки на левом берегу . Остров делит реку на два рукава. Правый - скальный коридор, шириной около 8 метров, косой полутораметровый слив на входе, небольшая бочка, 2 полутораметровых косых отбойных, смыкающихся вала, через 10 м небольшой поворот направо, ощутимый прижим к правому берегу, далее чистый быстроток, протяженностью 60 м. Левый рукав основной. Река делает поворот на 90 градусов налево. В точке перелома от левого берега отходит подводная плита, повышающаяся к правому берегу и выходящая на верх островом. От острова через 15 м отходит параллельная плита, прогнутая посередине. Левая оконечность плиты - круглый каменный остров с отвесными стенами. Основной слив с первой плиты идет от середины до левого берега, высота его более 1.5 м. Он заканчивается непроносной бочкой диаметром 7 м. Выход из бочки через крутой, практически отвесный, косой вал высотой более 1 м. В районе левой оконечности второй плиты вода из обоих сливов объединяется в один мощный поток, короткий (5-8 м) участок хаотического волнения. Река поворачивает на 90 градусов направо, в точке перегиба от правого берега (островной выход второй плиты) находятся: метровой слив, короткая проносная бочка, косые отбойные валы (высотой более 0.5 м). Далее полноводная шивера протяженностью около 40 м. Далее 10 км плеса и выход в Иовское водохранилище.



ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

День Участок маршрута Способ
передвижения км время
21. 07 поезд Москва -- поезд -----------
22. 07 Москва --- Петрозаводск ------- поезд -----------
23. 07 Кандалакша -------- Алакуртти поезд а/т 1765 39
24. 07 Сбор судов - р. Тунсайоки (700м от высокого а/м моста)
25. 07 700м выше а/м мота --- пор. Водопадный сплав 10200 4. 30
26. 07 дневка ( тренировка на пор. Водопадный)
27. 07 дневка
28. 07 пор. Водопадный - пор. Подкова сплав 13000 5. 00
29. 07 дневка (баня)
30. 07 пор. Подкава - пор. Яма сплав 17500 6. 40
31. 07 дневка (тренировка на пор. Яма)
1. 08 пор. Яма - пор. Карниз сплав 4600 3. 35
2. 08 пор. Карниз - пор. Каньонный сплав 7300 2. 50
3. 08 пор. Каньонный - пос. Зареченск (разбор судов) сплав 56 5. 40
4. 08 пос. Зареченск - г. Кандалакша а/м 2. 00
5. 08 г. Кандалакша --- Петрозаводск. поезд ---
6. 08 Москва поезд 1688 36



ДНЕВНИК ПОХОДА

    21 июля. После непродолжительный сборов, встречаемся на Ленинградском вокзале г. Москвы в 18. 40. Вся группа в сборе. Грузимся в поезд и в 19.     28 оправляемся от Москвы.
    22 июля. Едем в поезде.
    23 июля. В 5 . 45 прибываем в Кандалакшу, где на вокзале нас уже ждет заказанный автобус. Садимся в автобус и едем в автоколонну, оплачиваем заказ Кандалакша - Алакуртти и договариваемся с диспетчером на рейс Зареченск - Кандалакша на 4 августа в 14 . 00. После чего поехала в Алакуртти. По дороге через 1.5 часа, останавливаемся около памятника героям войны "Рубеж Верман". Еще через 1.5 часа подъехали к пограничной заставе , после соблюдения формальностей (регистрации членов группы и отметки в маршрутной книжке), заезжаем в магазин в Алакуртти и выгружаемся на реке выше по течению. Из-за близкого соседства местных жителей и отсутствия хорошего строевого леса, нами было собрано два катамарана и на них переправили группу на другой берег, где встали на стоянку. Ночью дежурим, так как не исключена вероятность воровства со стороны местных жителей.
    24 июля. Весь день собирать катамараны и перепаковываем рюкзаки под сплавной вариант. К концу дня готовы к спуску на воду 5 катамаранов ( 4 "четвернки" и одна "двушка"), также собрана и надувная байдарка "Щука".
    25 июля . С 10 . 00 до 10. 35 спускаем на воду и грузим катамараны. В 10. 50 проходим высокий а/м мост и почти сразу за ним чалимся на правый берег для осмотра порога Первенец. После осмотра решаем идти правой протокой по основному сливу под правым берегом. На страховку выставлено два метальщика. Суда проходят груженые с интервалом 1-2 минуты, без остановки на страховку с воды. Экипаж "Щуки" обносит порог. К 12. 10 подходим к порогу Падун, осматриваем с правого берега. На страховку с берега выставили 1 метальщика. Катамараны "Носорог", "Бегемот", "Аллигатор" и "Акула" ( все "четверки"), проходят груженые по левой протоке основными сливами, без остановки на страховку с воды. Катамаран "двушка" проходит по правой протоке, экипаж "Щуки" опять не решается идти и обносится. Порог Водопадный осматриваем с правого берега. Суда проходят груженые один за другим осуществляя самостраховку. "Щука" наконец-то пошла в порог и довольно успешно прошла его. Сразу за порогом на правом берегу встаем на стоянку.
    26 июля. Дневка. Обносим двухместный катамаран и байдарку для прохождения порога Водопадный, пробуются всевозможные варианты прохождения.
    27 июля. Дневка. После многочисленных прохождений порога, у одного из членов экипажа поднялась температура. Пришлось остаться еще на день. В команде был профессиональный врач и благодаря его усилиям удалось поставить на ноги больного и продолжить прохождение маршрута.
    28 июля. 9. 50 выходим на маршрут. Впереди почти 7 километровый плес, по берегу прямо с воды собираем редко, но встречающиеся, грибы. В 11. 20 подходим к порогу Кривой. Осматриваем с левого берега. Первый катамаран проходит груженным под левым берегом, при страховке с берега (1 матальщик) и встает на страховку с воды после первой ступени в улов. Катамараны и байдарка проходят порог и чалятся на левый берег ниже первого катамарана. После этого первый катамаран выходит из улова и проходит вторую ступень. Порог Юрьев День проходим самостраховкой, чалимся перед каждой ступенью для осмотра. Порог Подкова проходим без просмотра и сразу за ним на правом берегу встаем на стоянку.
    29 июля. Баня.
    30 июля. Порог Марч осматриваем с левого берега. Решаем проходить левым сливом при страховке с берега (1 метальщик). Первый катамаран проходит и встает на нижнюю страховку с воды под левый берег. За ним с интервалом в 1-2 минуты проходят остальные суда. Экипаж "Щуки" обносит порог, предпочитая не рисковать. Встречаем правый приток Эньяньйоки, далее начинается река Тумча. Порог Кошмарики осматриваем с левого берега, проходим обычной схемой, первый кат встает на нижнюю страховку с воды, затем проходят остальные суда. Далее через 3-х километровый плес следуют непродолжительные перекаты, которые проходятся сходу без просмотра. Порог Красивый осматриваем с правого берега. Выставляем двух метальщиков со спасконцами , сразу после основного слива и немного ниже по течению. Суда проходят порог груженые, один за другим и чалятся на правый берег. Порог Вечерний осматриваем с острова, решаем идти левой протокой, более полноводной чем правая. На самом острове очень удобная стоянка. Суда проходят в обычном походном варианте, осуществляя самостраховку. Порог Узкий идем сходу и по прохождении чалимся на левый берег для осмотра порога Яма. Страховка осуществляется с обоих берегов, выставляются два метальщика со спасконцами. Первый катамаран "Носорог", проходит груженым, основным сливом через яму и встает сразу за бочкой в улов под левым берегом на страховку. Остальные суда, так же груженые, проходят без проблем, прошивая вал и чалясь на левом берегу за порогом. "Щука" не решилась идти в порог и ее обнесли по левому берегу. После порога на правом и на левом берегу удобные места для стоянок. Встаем на левом берегу.
    31 июля. Дневка. Обносим двухместный катамаран и кат четверку (Акула), для прохождения порога различными вариантами, попытки пройти кармой, лагом завершились удачно. Страховка с берега не наводилась, под левым берегом в улове на страховке находился катамаран.
    1 августа. Порог Котел осматриваем с левого берега. Выставляем страховку с берега , двух метальщиков со спасконцами, под основным сливом, под левым берегом. Разгружаем катамараны (снимаем лишний груз с рамы, оставляя только рюкзаки). Первые три катамарана (4-ки), проходят порог под правым берегом и встают на страховку с своды в уловы под правый и левый берег. Четвертый кат "Акула" решат пройти под левым берегом по основному сливу. Разогнавшись, экипаж на скорости проходит порог, не задерживаясь в бочке, но на выходе из порога налетел на камень, сев на него почти "верхом". Пятый катамаран 2-ка, так же пошел под левым берегом. Не сумев достаточно набрать скорости, они сильно затормозились в бочке и далее проходили порог кармой. Экипаж "Щуки" , после долгих раздумий приняли решение идти порог под правым берегом. Сразу за порогом на левом берегу удобное место для стоянки. Через 500 метров река принимает правый приток Кутсайоки. В прошлый раз прохождения маршрута Тунсайоки - Тумча , мы поднялись вверх по Кутсайоки примерно 2 км до первого переката и встали на стоянку, на правом берегу. Оттуда пешком по правому берегу примерно 7 км до порога "Водопадный", на нем обедали и возвращались обратно. Порог очень красивый и его стоит сходить посмотреть, но в этот раз из-за нехватки времени решили идти дальше, к тому же у нас был заказан автобус от Зареченска на 4 августа. Порог Ночной проходим сходу без осмотра. Далее чалимся на левый берег для осмотра порога Карниз. Принимаем решение идти под правым берегом. Первый катамаран проходит осуществляя самостраховку и встает в улов под левый берег на страховку с воды. Все катамараны один за другим проходят порог под правом берегом и чалятся на стоянку на левом берегу.
    2 августа. До обеда обкатываем порог Карниз. Обносятся два катамарана 4-ки "Акула" и "Аллигатор", оба дважды проходят порог правой протокой. Первый катамаран встает на страховку с воды в улов под островом. Экипажи меняются и каты обносятся вновь. После обеда, преодолев 7.5 километровый плес встаем на ночевку на левом берегу перед порогом Каньонный.
    3 августа. Порог Каньонный проходим в общем порядке, предварительно осмотрев его до завтрака. Сразу за порогом на левом повороте чалимся на левый берег для просмотра порога Змея. Проходим основным ярко выраженным сливом осуществляя самостраховку. Через 700 метров слыша характерный шум порога чалимся на левый берег для осмотра порога Шляпа. На обоих берегах стоят группы их Санкт-Петербурга и Минска обогнавшие нас раньше. После осмотра решаем идти основным левым сливом. Так как правый не представлял ничего интересного. Выставили двух метальщиков со спасконцами на правом берегу под основным сливом. Катамараны 4-ки проходили под правым берегом не вваливаясь в прижим, потом резко уходили влево и пройдя короткую проносную бочку чалились на правый берег , где нас уже ждал катер. Катамаран 2-ка прошел порог правым сливом , под островом, зависнув в бочке на несколько секунд и развернувшись кормой пошли дальше. Экипаж "Щуки" обносил порог, не рискуя идти даже правой протокой. После прохождения порога, начали распаковываться и грузить вещи на катер. После чего мы совместно с другой группой их братского Минска переправляемся через Иовское водохранилище и встаем на антистапель около плотины. Разбираем катамараны, вечером собираемся на последний костер, подводим итоги похода.
    4 августа. Упаковываем вещи. В два часа приезжает заказанный нами автобус, грузимся и едем в Кандалакшу. В 23. 30 садимся в поезд Мурманск- Москва.
    5 августа. Едем в поезде.
    6 августа. В 13.30 прибываем в Москву, разъезжаемся по домам.

Туристические маршруты На главную страницу Тумча2000. Фотогалерея
Спортивные организации и сооружения Образование в сфере спорта и туризма О работе Комитета по ФКСиТ
Спортивная жизнь района О городе Щелково Туризм
  Полезная информация  
Хостинг от uCoz